РЕЕСТР ЧЁРНЫХ ПОЯСОВ
РЕЕСТР КОРИЧНЕВЫХ ПОЯСОВ
ПРИСХОЖДЕНИЕ КАРАТЭ
Как нам известно сегодня, развитие каратэ на острове Окинава в XIX веке происходило под влиянием Китая. Впервой четверти Х века каратэ пришло в Японию. Оно попало туда с Окинавы. Между островом Окинава и Китаем существовали устойчивые культурные связи, поэтому неудивительно, что на Окинаве стало развиваться китайское боевое искусство кунг-фу (по-японски «кэмпо»). Первое время оно развивалось в отдельных местах острова без определенной системы. Известные нам факты показывают, что первым мастером боевого искусства каратэ на острове Окинава был Сакугава, который жил в 1733-1815 годах в Сюри, где преподавал боевое искусство то-дэ, которое изучил в Китае. «То», или «Кара» - это японское название Китая, а «дэ» или «тэ» означает рука, руки, боевое искусство.
Следует помнить, что еще в 30-е годы XX века слово «каратэ» иероглифами записывалось так:
Здесь первый иероглиф читается «кара» и означает «Китай», точнее, китайскую династию Тан (628-907), от есть в начале существования каратэ его название переводилось как «китайское боевое искусство».
ОКИНАВА
В Нахе — столице Окинавы развивалось направление «южное тэ», а в Сюри - «се- верное тэ». Так сложилось потому, что в Нахе — торговом центре жили выходцы из Южного Китая, в то время как в Сюри селились представители правительства, государственные служащие и высокопоставленные военные из Пекина.
Виды единоборства, получившие название «то-дэ» (позднее «кара-тэ») или просто «тэ» развивались прежде всего в окрестностях городов Наха, Сюри и Томари. По названию местности их называли также «наха-тэ», «сюри-тэ» и «томари-тэ». В этих трех городах высший слой общества состоял в основном из военных, которые и занимались этими боевыми искусствами, пришедшими из Китая. К концу XIX столетия названия стилей изменились: искусства из районов Сюри и Томари объединили под названием «сёрин-рю», а стиль, изучаемый в Наха стали называть «сёрэй-рю».
Сёрин-рю включало множество легко различимых стилей, в то время как сёрэй-рю (наха-тэ) разделялось на два стиля - годзю- рю (это название сохранилось в японском каратэ) и уэти-рю. Сокон Мацумура (1909- 1898), который изучал эти боевые искусства на их родине в Китае, стал учителем Яцусуне Итосу (1832-1918), среди его учеников были также Яцусунэ Асато и Кэнва Мабуни.
В начале ХХ века Итосу создал современное каратэ, продуманное с точки зрения физического воспитания (в отличие от смертоносных, часто тайных и несистематически практикуемых предшествовавших боевых искуств). Для целей обучения он создал ката серии пинан (позднее хэйан).
Ученик Мицамуры Яцусунэ Асато (1830-1915) стал учителем Гитина Фунакоси. Занимаясь у Асато, Фунакоси освоил только ката кусянку, созданные Итосу в 1905 году, ката серии пинан (хэйан) он выучил позднее, занимаясь у Кэнва Мабуни.
ПУТЬ КАРАТЭ В ЯПОНИЮ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ВАЖНЕЙШИХ ЯПОНСКИХ СТИЛЕЙ КАРАТЭ
В 1922 году Фунакоси в возрасте 55 лет приехал в Японию, чтобы познакомить японцев с каратэ. Этому предшествовала демонстрация каратэ по случаю посещения Японии наследным принцем Наха. Фунакоси был приглашен в Японию, где боевые искусства были очень популярны. В 1922 году в Токио должно было состояться крупнейшее спортивное шоу, организатором которого был Дзигоро Кано - основатель со-
временного дзюдо.
Фунакоси собирался после выступления вернуться на Окинаву, но его уговорили остаться в Японии, чтобы преподавать каратэ. Опираясь на опыт Кано, основное значение Фунакоси придавал правильной внутренней установке - развитию духа в аспекте до. Воодушевленные его успехом, другие мастера каратэ тоже приехали в Японию с Окинавы, чтобы распространять свое искусство.
Хотя для Фунакоси существовал только один вид каратэ, различные мастера внедряли свои стили под разными именами, чтобы сделать популярным собственное понимание каратэ.
СТИЛЬ ШОТОКАН
Слово «сёто» было псевдонимом Фунакоси-поэта. Оно означает «шелест вершины сосны». Зал, где проходили тренировки Фунакоси, был в 1939 году назван по его псевдониму «Шотоканом». Впоследствии так стали называть стиль каратэ Фунакоси (хотя он сам, как уже упоминалось, был категорически против выделения разных стилей каратэ).
ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПИСИ СЛОВА «КАРАТЭ»
Как уже рассказывалось в начале этой книги, старая запись иероглифами слова «каратэ» определенно подтверждает китайское происхождение этого боевого искусства. Старый способ написания долго сохранялся на Окинаве.
В 1906 году мастер каратэ Тёмо Ханаги впервые применил новый способ написания в своей книге «Каратэ сосю хэн». Он заменил иероглиф «кара» другим, тоже читающимся «кара», но означающим «пустой». В октябре 1936 года под покровительством газеты «Рюкю симпо» состоялась встреча крупнейших мастеров каратэ Окинавы. Ябу, Ияму, Мотобу, Мияги и Ханиги встретились в Наха, чтобы в числе прочих вопросов обсудить использование иероглифов в написании слова «каратэ». Было принято решение сохранить написание «кара» — «пустой», поскольку пустота - это важный символ философии дзэн-буддизма.
Гитин Фунакоси писал в своей книге «Каратэ-до кюхан», изданной в 1936 году, что это боевое искусство, пришедшее с Окинавы, следует считать чисто японским, поэтому следует изменить старое написание слова, ясно показывающее китайское происхождение.
РАЗВИТИЕ СТИЛЯ ШОТОКАН
И ЕГО СЕГОДНЯШНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Хотя в период с 1922 года и до окончания второй мировой войны в Японии уже имелись собственные школы каратэ (рю), но они не были связаны между собой и не было
никаких объединяющих и руководящих организаций. Существовавшая в то время «Нихон каратэ-до сётокай», созданная на базе школы Фунакоси, не была федерацией в современном понимании этого слова.
Японская ассоциация каратэ (Japan Karate Association, JKA) была создана в 1955 го- ду Масатоси Накаямой, который долгие годы оставался руководителем этой организации. Это была первая федерация каратэ в Японии.
Другие федерации, представляющие разные направления и стили, появились вскоре вслед за ней. В 1964 году эти организации объединились во Всеяпонскую федерацию организаций каратэ-до (Federation of Al Japan Karate-do Oganisations, FAJKO). Это произошло по случаю Олимпиады в Токио под влиянием мастера годзю-рю Гогэна Ямагути.
Под руководством этой организации была создана Всемирная федерация каратэ (World Union of Karate-do Organisations, WUKO), к которой присоединились организации, представляющие все основные стили каратэ.
Японская ассоциация каратэ (JKA) вскоре основала собственную, в основном относящуюся к стилю шотокан всемирную федерацию - Международную любительскую федерацию каратэ (International Amateur Karate Federation, IAKF). В результате получилось так, что долгие годы существовали одновременно две федерации (и соответственно, разные национальные федерации в отдельных странах) ссобственными национальными и международными чемпионами. Это состояние изменилось коренным образом, когда Международный олимпийский комитет (МОК) после неудачных попыток объединить две существующие международные организации дал свое одобрение WUKO. В результате многие представители крупных стран вышли из IAKF и вступили в WUKO.
Тем не менее JKA остается самой крупной в мире организацией, представляющей стиль шотокан (почетный президент М. Накаяма). Она остается представителем стиля для многих каратистов по всему миру.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КАРАТЭ-ДО
Для очень многих каратистов высшей формой каратэ остается кумитэ — спарринг.
Опасность такого подхода заключается в том, что очень многие мастера каратэ занимаются ради славы — ради побед на соревнованиях. Подобно тому как западные виды спорта отражают нашу жизнь, каратэ многими рассматривается только как спорт, как западное выражение боевого искусства (будо). Но изначально в боевых искусствах Востока заложена другая основная идея — идея развития личности и совершенствования характера.
Каратэ-до стремится не только к физическому развитию, но и к развитию личности. Этот принцип невыполним без изучения ката! Но даже многие мастера каратэ считают ката дополнительным компонентом, почти ненужным придатком к каратэ, не имеющим принципиального значения для изучения этого искусства.
Кумитэ, ставящее целью победу на соревнованиях, предлагает, казалось бы, более легкий и быстрый путь к совершенству.
В современном каратэ кумитэ обязательно должно быть, но изучать каратэ следует, опираясь в основном на ката. Как сказал Накаяма: «Ката и кумитэ — это две стороны одной медали».
Изучение всех аспектов каратэ, куда входят кихон (отработка базовых элементов), кумитэ (спарринг) и ката, дает хорошее понимание каратэ, позволяющее говорить об искусстве — каратэ-до!
Мы часто сталкиваемся с фактами превращения каратэ в спортивную дисциплину, отвергающую ката — с неким «урезанным» вариантом каратэ. Здесь я хочу еще раз четко и ясно сказать, что первые места на соревнованиях самого высокого уровня обычно выигрывают именно те каратисты, которые много времени уделяют работе над ката!
В современном западном понимании смысл ката часто недооценивается, и они сводятся к чисто техническим упражнениям, например: «Сделай шаг из кокуцу-дати с поворотом вправо. Правильно ли двигаются руки и ноги!».
Помимо технического аспекта, ката имеют глубокий внутренний смысл.
Естественно, техническое совершенствование очень важно! Можно даже сказать, что это основное, хотя далеко не исчерпывающее, значение ката! Только хорошо освоив технические детали, можно научиться выполнять ката свободно и без лишнего напряжения.
Сужение нашего понимания до спортивного аспекта сказывается и на самих ката. Сужение нашего понимания до спортивного аспекта сказывается и на самих ката. Исполнение ката оценивают по спортивным критериям, а это означает тенденцию к увеличению скорости и артистизма исполнения. Ката часто выполняют без понимания, забывая о значении внутреннего состояния. В ката важны ритм и правильная скорость, внутренее спокойствие в сочетании с взрывной силой движений. Ничто не сравнится с ката, изучаемыми в правильной последовательности, в плане достижения каратистом технического совершенства! С опытом приходит истиное понимание каратэ — это лишь в небольшой степени спорт, но главное — это боевое искусство (будо) включающее самые разные аспекты, лишь один из которых - спортивный.
Вывод: ката в любом случае дают каждому прекрасную возможность совершенствования!
Если я выразил свою мысль недостаточно понятно, могу пояснить ее на примере. Хорошая базовая техника — условие хорошего исполнения ката. При хорошем исполнении ката мы видим быстрые четкие движения. Пусть мы знаем отдельные слова иностранного языка настолько хорошо, что произносим их четко и без акцента. Достаточно ли этого для свободного общения на этом языке? Конечно нет!
То же с ката. Хорошая базовая техника - это необходимое условие. Но над исполнением ката как единого целого нужно много работать.
Давайте же развивать в себе все аспекты каратэ, а не только физическую сторону!
ALBRECHT PFLÜGER (АЛЬБРЕХТ ПФЛЮГЕР)